Обучение грамоте

Знакомимся со звуком "Ц"

04.05.2020 г.
План-конспект знакомства со звуком "Ц"

Организационно – поисковый этап.
Повторение изученного материала.
- Чем отличаются гласные от согласных? ( Гласные мы можем пропеть)
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы- видим и читаем)
- Сегодня к нам в гости пришел новый звук.
- Отгадайте, какой звук?
Развитие логического мышления.
                Нарядные сестрички
                Весь день гостей встречают,
                Медом угощают.
                                        (цветы)
Явился в желтой шубке,
                Прощайте, две скорлупки.
                                        (цыпленок)
Два кольца, два конца,
                А по середине гвоздик.
                                        (ножницы)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и солёный.
                        (огурец)
На гору бегом,
А с горы кувырком.
                        (заяц)
- Отгадали, какой звук? (Ц)
- Правильно.
- Кто знает, какой это звук? (согласный, глухой, твердый)
- Ребята, этот звук необычный, т. к. он состоит из двух звуков Т-     С.
- Попробуйте быстро произнести Т- С.
- Представьте, что Звукоед спит, покажите, чтобы было тихо.
 Прикладывают палец к губам и произносят «Ц», каждый.
Развитие слухового внимания.        
- Давайте отправимся на охоту, приготовили свои ловушки и будем ловить звук «Ц».
Ц, В, П, С, Х, Ц
В слогах
ЦА, КА, ЦЫ, СО
В словах
ЦИФРА, РУКА, КУРИЦА, МОЛОКО, ЦИРК.
- Молодцы.
Развитие фонематического анализа.
- А сейчас мы будем отправлять поезд, но чтобы его отправить, нужны пассажиры, а пассажирами у нас будут картинки.
Выбирают картинку, определяют место звука, кладут в соответствующий вагон.
Игра «Что лишнее?» по месту звука в слове.
ЦИРК, ЦИФРА, ОГУРЕЦ
- Почему?
ПАЛЕЦ, ОВЦА, ЛЕДЕНЕЦ
 - Почему?
ЦАПЛЯ, МОЛОДЕЦ, ОГУРЕЦ.
- Почему?
-Молодцы.
- Наш Звукоед проснулся и съел последние звуки, я не могу вам сказать слова. Помогите мне ребята.
ДВОРЕ…, МОЛОДЕ…, ЖЕЛЕ…, ПЕВЕ.., ПЛАВЕ…, ЛЕДЕНЕ…,
ПРОДАВЕ….
ЦА
МЕЛЬНИ…, ВОДИ…., ПЕВИ…., КУРИ…., УЛИ…, БОЛЬНИ…..
Работа со схемами слов.
- Сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете составлять схему слова.
     ЦВЕТЫ, ВОДИЦА.
У каждого на парте набор кружочков (крас., син., зел.)
Физкультминутка.
Развитие общей моторики.
Игра «Летчик».
Быть шофером хорошо,
(Бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
А летчиком - лучше.
( Бегут, расставив руки, как крылья)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин.
(Остановились, наклонили воображаемый сосуд)
Завожу пропеллер.
( Круговые движения правой рукой)
«В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели».
 ( Бегут, расставив руки)
- Садитесь.
- Откройте тетради, посмотрите, кто нарисован? (циркач)
- Где слышится звук «Ц»? Отметили. (в начале)
- Звук «Ц», а буква Ц (показываю букву)
Что за хвостик на конце –
                На конце у буквы Ц?
                Этот хвостик не виляет,
                Комаров не отгоняет.
Развитие графо – моторных навыков.
- Взяли карандашики в руки и в воздухе пишем букву Ц.
        Пишут в воздухе.
- Посмотрите на циркача, где спрятались буквы Ц?
- Попробуйте по образцу написать букву Ц.
        Работают в тетрадях.
Рефлексивно – коррегирующий этап.
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Все хорошо работали, молодцы. Спасибо.                                  


Знакомимся со звуками З -Зь, буквой З.

27 апреля 2020 г.



ЗНАКОМИМСЯ СО ЗВУКОМ С - СЬ, БУКВОЙ С.

20 апреля 2020 г.

Обучающее видео: Звук и буква "С" ссылка

- Поставьте перед собой зеркало, посмотрите в зеркало и произнесите звук С. Есть преграда в ротике? (Да!) - Какая преграда? (Зубы и язык) Тогда звук С какой, гласный или согласный? (Согласный). - Звук С согласный - твердый/мягкий? Звонкий/глухой? (проверяем это кладя ладонь на горлышко и произнося звук С). Горлышко дрожит? (Нет) - Значит, звук глухой. - А теперь произнесите звук Сь. Какой это звук? Согласный мягкий/твердый? (Мягкий).
  
   



23 апреля 2020 г.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ М

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит, Сытая — жует, Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
— губки сомкнуты без напряжения;
— воздух выходит через нос;
— горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ... (см. цветную вклейку), затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
-Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп.
-Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
-Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
— в начале слов: мак, муха, маска, марка;
— в конце слов: дом, сом, альбом;
— в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ [М']

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М']: теленок мычит: мьмь..., характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 2. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 3. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М']: мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.)
Задание 4. Дифференциация звуков [М] — [М'].
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 5. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М']): Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и [М'].
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение: мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ  [Н]

Артикуляция звука [Н]:
— губки свободны;
— зубки видны, но не сомкнуты;
— язычок кончиком прижат к верхним зубам;
— воздух проходит через носик;
— горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий.

Задание 1. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»: н, п, б, н, м, м, н, к, р, с, н, н, а, г, н...;

Задание 2. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь слог со звуком [Н]»: на, па, ан, он, мы, ну, ун, эн, пы, нэ...;

Задание 3. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь слово со звуком [Н]»: Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина….

Задание 4. Ребенку предлагается из ряда нарисованных картинок выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове. 





ЗНАКОМСТВО СО ВУКОМ  [Н']. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Н] — [Н'].



Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение: зеленый кружок.

Задание 1.  «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»: нь, вь, пь, нь... и т.д;
 ви, ни, ань, акь... и т.д; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 2. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н'], определить место звука в каждом слове. 

Задание 3. Дифференциация звуков [Н] — [Н'].
Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Задание 4. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (слова со звуками [Н] и [Н']).

Задание 5. Звуковой анализ слогов НА, НИ (составление схем из кружков)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В

 

 ЗНАКОМИМСЯ СО ЗВУКОМ [В]

Артикуляция звука [В]: - нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха; верхние зубки слегка видны; горлышко «работает».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий.

Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»: в, п, б, в, м, м, в, к, р, с, в, в, а, г, в...;
Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь слог со звуком [В]»: ва, па, ав, ов, мы, ву, ун, эн, пы, вэ...;
Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь слово со звуком [В]»: воробей, варежки, павлин, нос, ноги, волк, дом, ванна, машина...;
Ребенку предлагается из ряда нарисованных картинок выбрать те, в названии которых есть звук [В], определить место звука в каждом слове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий